Состоялась первая встреча c архитектором, организованная MCFO Association, приглашенным гостем стал Федор Ращевский, партнер и архитектор бюро OFFCON.
Федор поделился основными принципами создания эффективных офисных пространств, отметил насколько важно правильно сформулировать цель проекта, ориентируясь при этом на потребности сотрудников, а также рассказал об основных стереотипах работодателей и о том, почему они не работают.
Архитектор привел реальные примеры компаний из Топ-5 по версии Best Place To Work и показал прямую зависимость того, как развивались компании после грамотной модернизации офисов. Большая вовлеченность сотрудников в рабочий процесс, постоянное улучшение офиса и дополнительные бесплатные возможности приводят к тому, что сотрудники сами становятся лучшей рекламой и HR службой своей компании!
Сам факт работы в этих компаниях – уже дает определенный статус. Офисы успешных мировых брендов — это многофункциональные, гибкие пространства. Они повышают производительность труда и ориентируются на потребности работников, так как важным фактором стало ощущение себя в компании и в офисе.
Федор отметил, что сейчас работодатели все больше обращают внимание на молодых, активных и свободомыслящих людей, а их в свою очередь привлекают компании, которые не просто обеспечивают хорошую зарплату, но и создают для своих сотрудников так называемые Iconic places – современные пространства, в которых молодым специалистам приятно и престижно находиться.
Федор представил и подробно рассказал нюансы работы над проектами OFFCON, в том числе показал новые: офис компании Hilti и проект внутренней отделки зон нового аэропорта Саратова.
В рамках встречи гости задавали вопросы Федору, призом за лучший вопрос стала книга издательства TATLIN о бюро OFFCON с подписью архитектора, которую получила Кристина Хатламаджиян.
Публикуем ответы на вопросы со встречи с Федором Ращевским.
Не пожалели ли вы в итоге, что стали архитектором?
— Нет, если бы пожалел, то давно бы уже занимался другими вещами. И вряд ли пожалею, поскольку наша профессия самая синтетическая из прикладных, профессия которая не оставляет тебя, ты не заканчиваешь работать в 7 часов, это работа 24 часа в сутки.
Есть ли у вас любимый стиль, в котором вам больше всего нравится работать?
— Я не думаю, что сейчас вообще можно говорить о каких-либо стилях. Стиль – это вещь которая давно умерла. Чем сильнее пытаются затесать в какие-то рамки определенной стилистики – тем менее интересно становится работать.
Есть ли какие-то идеи, которые очень хочется, но до сих пор не удавалось воплотить?
— Нет, так как идеи не появляются сами по себе. Архитектура – всегда ответ на вопрос.
Какими качествами должна обладать российская компания-производитель, чтобы вы предлагали не только российское проектирование, но и российскую продукцию своим клиентам?
— Такими же, как и любая другая: качество, долговечность, ремонтопригодность. Ожидание архитектора и заказчика всегда одинаковы, продукция должна служить долго, хорошо выглядеть и стоить разумных денег.
Насколько работодатели понимают, что офис — это мотивация?
— Мы стараемся объяснять, что нельзя требовать чего-то от людей, ничего не дав им взамен. Сотрудники должны ощущать, что важны и нужны в компании, даже через нюансы.
Насколько сильно при проектировании офиса для мировой компании вы отталкиваетесь от того, что уже было сделано, анализируете ли предыдущие проекты?
— Ключевое слово отталкиваемся, мы стараемся не дать людям радость узнавания и нарисовать им то, что уже было, но мы всегда анализируем, когда готовим проект, всегда изучаем то, что было создано до нас.
Не обидно ли вам как творческому человеку, когда проект не проходит в конкурсе или необходимо идти на компромисс с заказчиком?
— Есть какие-то принципиальные вопросы, с которыми не соглашаешься, а есть моменты, когда можно пойти на компромисс. Заказчики – часто как дети, и с ними необходимо искать пути решения.
В своих проектах вы предлагаете определенные решения, например, зеленые стены или акустические полотки, это тенденция или мода, которая идет с запада и нам ждать теперь во всех проектах архитекторов живые зеленые стены и акустические потолки? Как это происходит?
Вы немного смешиваете, применение того или иного решения не значит, что это модно. Мы существуем в неком модном мире, и чем меньше откровенно сиюминутно модных вещей используется в проекте, тем больше шансов, что он дольше будет восприниматься. Сейчас настолько проницаема среда, что какие-то вещи рождаются у нас, а потом я вижу похожие решения у западных коллег.
Назовите главный успех и главное разочарование 2017 года в архитектуре?
— Трудно сказать, очень маленький временной отрезок, именно прорыва не вижу, но мне очень понравился проект Kleinewelt architekten для Объединенной Вагонной Компании и их Винодельня «Шато Гай-Кодзор», это блестящие проекты, и я очень горд, что их выполнили именно российские архитекторы. А разочарование – не знаю.
Были ли случаи, когда вы расставались с заказчиком по вашей инициативе в середине проекта?
— Да, на самом деле расстались с одним крупным заказчиков из-за невозможности настроить взаимоотношения, стиль общения для нас был неприемлемым и я не мог позволить, чтобы с моими коллегами неподобающе общались. Мы вышли из проекта, потеряв деньги, но я не жалею.
Некоторое время назад я столкнулся с прогнозом в отношении рынка недвижимости на перспективу ближайших 20 -25 лет. Суть прогноза в том, что в ближайшем будущем развитие электронных сетей типа «Интернет» и средств коммуникаций типа «Skype», приведёт к тотальному отказу работодателей от очного присутствия административного персонала в офисе компании. То есть — 90% офисного персонала будет работать удалённо, при этом из любой точки мира. Как Вы считаете — насколько состоятельно данное утверждение? И как с Вашей точки зрения будет организована работа административного персонала через 20-25 лет?
— На самом деле эта информация устарела, в частности, IBM уже декларировал возврат сотрудников на рабочие места. Поскольку подход к тому, для чего нужен офис изменился. Те издержки, которые хотели сократить, отправляя людей работать домой, себя не оправдали. Сотрудники выпадают из коллектива и из продукта, они не прогрессируют, поэтому данная тенденция уже не состоятельна. Через 20-25 лет офисы глобально не будет чем-то отличаться, а мы безусловно будем отличаться, скорее всего нам всем грозит некая киборгизация, но люди от этого не станут меньше дышать или ходить по потолку. Просто изменится коммуникация, получение и обработка информации станет проще, главное, что мне кажется произойдет – мы будем меньше уставать.
Я обратил внимание что в 70% проектов подчеркивается тема природных материалов, важна ли для вас тематика экологичности?
— Я думаю в офисе необходимо давать людям то, чего там не хватает – природы, зелени, поэтому мы всегда будем продолжать работать с натуральными материалами.